Drum & Bass


Само название этого чрезвычайно широкого направления переводится как "барабан и бас". Из музыки были выкинуты всякие ненужные звуки. Продюсеры драм-н-бэйса - как правило, люди, курящие много травы и знакомые с даб-технологией. Видимо, сам Джа им подсказывал, как надо делать музыку, что туда нужно включить, а что оттуда выкинуть ;-). Попытаюсь вкратце охарактеризовать основные разновидности драм-н-бэйса (хотя дело это безнадёжное и в принципе бесполезное). Джампап (Jumpup) - этот саунд издревле продвигает DJ Hype и его лэйбл "Ganja Kru". Из других наиболее известен пожалуй Shy FX. Очень мощный, пробивающий насквозь саунд, барабанная партия вынесена на главный план. Бас тоже крайне мощен. Налицо влияние рэгги и даба - на ранних записях Хайпа обильно используются сэмплированные фрагменты старых ямайских песен, особенно про марихуану (ganja - это и есть марихуана). Из других сильных влияний чувствуется хип-хоп (брэйкбит, как известно, происходит прямо из хип-хопа). Продолжая традиции даба, Хайп часто использует множество интересных звуков из вестернов и истернов. В целом Хайп и его команда всегда проявляли чудеса изобретательности в продюссировании своей порой весьма разнообразной музыки. В общем, джампап - это музыка, от которой стаканы в шкафу не трясутся, а подпрыгивают. Правда, Хайп к нынешнему времени уже выдохся и начал "выполнять социальный заказ" - то есть производить откровенную халтуру типа ремиксов на "Grateful Dead". Знамениты на поприще Джампапа ребята из команды Afrodite, для тех кто совсем не понимает джангл и драмнбасс музыку есть маленьки совет: попрубуйте попрыгать, подергаться, потанцевать под темки этой командочки, думаю вы кое-что для себя потом определите. Дарксайд - это наиболее хардкоровый и "мясной" драм-н-бэйс. Отличается крайней жёсткостью и бескомпромисностью. Барабанная партия записана с перегрузками и порой довольно запутана. Бас тоже обработан искажениями, он часто не столько басит, сколько ревет, порой он даже вынесен на передний план, как гитара в трэш-металле. Да и сама мелодика бас-партии порой сильно напоминает мрачный гитарный рёв грандж-групп. Часто применяются замогильные завывания и другие хардкоровые звуки. На мой взгляд, невыразимо мрачно-смертельная музыка. Это во многом саунд ранних DJ Krust, DJ Die, Ed Rush & Optical. Наиболее бескомпромисный представитель дарксайда - немецкий проект "Panacea", музыка "Панацеи" очень близка к дигитальному хардкору. Эмбиент драм-н-бэйс - очень атмосферный и имеющий много джазовых элементов драм-н-бэйс. С эмбиентом на самом деле мало связан, просто так обычно называют саунд музыки человека по кличке LTJ Bukem. В джаз сильно ударился также проект "4 Hero". У этих деятелей вся музыка - это виртуальный полет в космос на протяжных атмосферных звуках, барабанная партия (т.е. собственно сам драм-н-бэйс) порой не играет самостоятельной роли, а скорее выполняет чисто формальную функцию, создаётся даже впечатление, что иногда она там даже лишняя. Есть немало такого рода треков и у Photek'а, например "124", где ритм-партия полностью построена только на низких барабанах и разных тарелочках. На звуках джаза сильно также замешана музыка, которую производят Roni Size и DJ Krust из Бристоля. Близок к джазу и проект "London Elektricity". У них часто бас-партия представлена контрабасом. Классическим треком эмбиентно-джазового драм-н-бэйса считается попавший в британский хитпарад трек Голди "Inner City Life" (хотя поговаривают, что Голди сам не способен написать столь значительное произведение и лишь руководил его созданием). Хардстеп (Hardstep), Текстеп (Techstep) - то, во что выродился драм-н-бэйс с 97-го года. В хардстепе партия ударных упростилась и превратилась в регулярный бит из бас-барабана и большого барабана, порой искажённых эффектами. Текстеп представляет вообще поворот от брэйкбитовых барабанов к техно- и электро-звукам. Иногда регулярный бит в текстепе прерывается мощными быстрыми неожиданными ударами тарелок и барабанов. Все треки довольно долгие, больше 6-ти минут. Бит в основном монотонный и несложный. На заднем плане звучит много совсем порой не взаимосвязанных звуков. Звучащая тема неожиданно может смениться на совсем другую. Часто барабаны на долгое время замолкают, и остаются только протяжные струнные звуки. В этом преуспели Ed Rush & Optical. Близок к этому и DJ Krust, который записывал треки длиной аж по 12 минут и дольше. Новый (жидкий) фанк (Liquid funk) - это драм-н-бэйс построенный на звуках музыки к детективным фильмам 70-х годов и ретро-фанке. Для него очень характерны звуки гитар с вау- и фуз-эффектами. Заместо ломающих общий темп трека барабанных сбивок в основном задействованы оркестровые или духовые проходки. Слышали музыку в детективных сериалах "Коджак" или "Улицы Сан-Франциско"? Новый жидкий фанк как раз и опирается на такое звучание. В этом сильно преуспели в последние годы Peshay, Adam F и Grooverider. (Про Груврайдера тоже есть компромат, что он неспособен изготовить и простейший трек, а музыку, выходящую от его имени, делают другие люди) По моему субъективному мнению, расцвет драм-н-бэйса пришёлся на 95-96 годы, когда непогрешимый Голди со своими приближёнными начал настоящее духовное служение и стал выпускать на своей фирме Metalheadz очень мощную, сложную и порой запутанную музыку, которая составляет теперь золотой фонд мировой сокровищницы искусства ломаного бита - breakbeat science. Из приближённых Голди назову несколько значительных имён и названий: Photek, Source Direct, Dillinja, J Majik, Hidden Agenda. Лично я сугубо субъективно считаю самым выдающимся продюсером драм-н-бэйса человека по имени Руперт Паркeс, известного под псевдонимом Photek. Для его произведений придумали даже термин "kungfu", настолько ритм-партия в них сложна и запутана, отношение такой музыки к танцевальной довольно условно, потому что под нее танцевать невозможно в принципе. Послушайте его трек "Ni-Ten-Ichi-Ryu" - это драм-н-бэйс без баса, роль баса выполняют низко звучащие ударные инструменты. Все мельчайшие компоненты его музыки так виртуозно прилажены друг к другу, что создаётся действительно впечатление, что это удары ногами, руками, и разными видами оружия, выполняемые мастером кунг-фу, показывающим комплекс боевых упражнений. Фотек, кстати, и вдохновлялся восточными боевыми искусствами. На этот трек существует даже видеоклип на тему самурайского японского средневековья. К сожалению, Фотек как и многие другие, растерял своё мастерство и теперь начал производить довольно посредственные вещи, думаю, что он уже не сможет превзойти самого себя. С 98-го года стало наблюдаться перепроизводство драм-н-бэйса и его качество катастрофически упало. Драм-н-бэйс, как вершина эволюции электронной музыки достиг такой точки своего развития, что стал самой многозатратной в производстве музыкой (имеются в виду затраты не денег, а времени и сил). Программирование запутанных треков стало искусством сродни мультипликации, где тщательно прорисовывают каждый отдельный кадр. Многие продюсеры (как скажем, Photek или Squarepusher) сидели за изготовлением своих треков неделями и месяцами. Но многие "новые обращенцы" хотели срубить на моде побольше денег, сидеть неделями над одним треком они не хотели, а стали делать новые треки из готовых заготовок, которые распостранялись на сидиромах. Стало производиться чрезвычайно много некачественной, сугубо танцевальной и не выдерживающей никакой критики музыки, которую, однако, подавали под маркой "драм-н-бэйс". Вернулась джангл-технология - стали применять снова петли (зацикленные фрагменты бита), только беда в том, что ритмическая партия большинства треков стала сильно примитивной и совсем не мощной и плотной, какой была раньше. Бас-партии тоже стали примитивными и маломощными. Драм-н-бэйс выдохся и резко коммерциализировался, очень много посредственных треков начали использовать в телерекламах. Появилось великое множество чисто коммерческих проектов, неумело имитировавших "нервный перестук барабанов" с наивным девичьим вокалом. К счастью, эта халтура не пользуется спросом ни у широких масс, ни у тем более любителей сложного брэйкбита. Когда появился speed garage, драм-н-бэйс совсем вышел из моды, очень многие клубы просто перестали допускать заводящих его диджеев, так как на их вечеринки народ просто перестал ходить. А что же сейчас? По последним произведениям 99-го и 2000-го года былых мастеров неуклонно складывается впечатление, что драм-н-бэйс ушёл от своих джангл-корней и двигается в сторону быстрого электро и ту-степа. Альбом Krust'а "Coded language" меня сильно разочаровал. Последние вещи Рони Сайза также, Рони Сайз заявил даже, что следующий его альбом будет хип-хоповым. Недавно вышел новый сингл Фотека "Terminus" - это чистый инструментальный хип-хоп, от его прежнего почерка осталась разве что тщательность расставленных ударов и то запаздывающая то опережающая бит бас-партия. На его новом альбоме "Solaris" драм-н-бэйса нет. Ещё одно немаловажное замечание - настоящий dnb нужно слушать на мощных колонках на полную мощь, и лучше вообще в клубе, слушать драм-н-бэйс в наушниках - это профанация. Драм-н-бэйс надо слушать не ушами, а брюхом. Хорошие люди от такой обработки становятся ещё лучше, а плохие наделывают в штаны. Главное в этой музыке - вайб (vibe), вибрация, некая мистически космическая сила, заключенная в басовых звуках, которая может непосредственно воздействовать на подсознание человека, концепция, возникшая ещё в рэгги и особенно в дабе. В религии Растафари звук мощного баса ассоциируют с иерихонскими трубами. Не смешивайте понятия jungle и drum&bass - это вовсе не одно и то же. Джангл делался в рассчёте на то, что поверх "сухих треков", заводимых диджеем с пластинок, вживую накладывался лепет и бормотание раггамаффинов. Без такого "караоке" большая часть треков была просто монотонной и примитивной, так как была изготовлена в основном самими диджеями. Публика же реагировала на кричащих в микрофон эмси, оставляя самих создателей без внимания. Когда поднялся психоз вокруг джангла, основные лавры внимания прессы незаслуженно доставались именно говорунам, денежные аппетиты которых начали расти непомерно. Естественно, что возрастающие творческие амбиции джангл-продюсеров вступили в противоречие с такой несправедливостью. Еще в 92-м году группа диджеев и продюсеров джангла создала некий "Комитет", куда входили Rider, Fabio, Bukem, Doc Scott, Goldie, Rob Playford и другие. Комитет охватывал лэйблы, выпускающие джангл и диктовал условия создания, распостранения музыки и связей с прессой. Так вот, когда поднялся бум вокруг джангла и "комитетчики" почувствовали, что почва уходит у них из-под ног, они постановили бойкотировать всех "заболевших звездной болезнью" рагга-вокалистов, а заодно прессу и масс-медиа, упоминающих их. Они отмежевались даже от самого слова "джангл", выставляя свою продукцию под вывеской "драм энд бэйс" и бойкотируя тех, кто приминяет слово "джангл" (в те годы уже появились "штрейкбрехеры", предлагавшие общественности наспех сляпанные шлягеры в модном стиле "джангл" в обход "Комитета"). Тогда же продюсеры и диджеи отказались от рагга-вокала и сосредоточились на звуке. Хотя причина всего этого была по-моему банальна: "комитетчики" хотели сохранить свою монополию на производство и продажу модной музыки. Перечислю несколько наиболее значительных имён на поприще драм-н-бэйса. (Лично я одобряю творчество не всех из них) Это Photek, DJ Hype, Ed Rush, Optical, Source Direct, Goldie, J Majik, Lemon D, Dillinja, Hidden Agenda, Digital, Grooverider, Fabio, Special Forces, 4 Hero, Roni Size, Krust, Peshay, Adam F, LTJ Bukem, Afrodite...

BACK

Electro || Trance || Techno || Jungle || Industrial || House
Hip-Hop || Garage || Funk || Easy listening || Drum &Bass || Downtempo
Break Bit || Ambient || Acid Juzz || 2Step

Hosted by uCoz